Совет по выработке и реализации госполитики и нормативно-правовому регулированию в сфере изучения, использования, воспроизводства и охраны объектов животного мира и среды их обитания, а также в области охоты прошел 15 октября 2015 г. в Минприроды России. В заседании приняли участие представители Минприроды России, Рослесхоза, Росприроднадзора, ФГБУ «Центрохотконтроль», Росохотрыболовсоюза и других организаций. Кроме того, свою позицию по заданной тематике высказали представители профильных ведомств более чем из 15 регионов РФ, а также заинтересованные охотпользователи. В рамках мероприятия был рассмотрен широкий круг вопросов: проблемы проведения зимнего маршрутного учета, сдачи охотминимума, использования охотничьего билета. Кроме того, участники обсудили порядок распределения разрешений на добычу охотничьих ресурсов, актуальные проблемы осуществления традиционной охоты и план работы Совета на 2016 г. Напомним, в связи с изменением законодательства РФ в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов и передачей основных полномочий в этой сфере органам государственной власти субъектов РФ возникла необходимость актуализации методики зимнего маршрутного учета (ЗМУ). Приказом Минприроды России от 11 января 2012 г. была утверждена новая методика зимнего маршрутного учета. В частности, была предпринята попытка использовать ЗМУ для определения численности на малых площадях в каждом отдельном охотничьем угодье. Для усиления контроля над достоверностью учетных работ было предписано обязательное применение спутниковых навигаторов на территории всей страны. Указанные нововведения с момента издания приказа вызвали многочисленные вопросы по порядку их применения у непосредственных исполнителей — специалистов-охотоведов, охотпользователей, что нашло отражение в многочисленных письмах в адрес Минприроды России и публикациях в СМИ. Заместитель директора ФГБУ «Центрохотконтроль Андрей Сицко отметил, что учетные работы, которые проводились в последние 3 года, выявили целый ряд проблем. Среди них – сложность проведения учетов с нормативом в 35 маршрутов на 350 км в небольших по площади хозяйствах, даже с предоставленной возможностью многократного прохождения по одному и тому же маршруту. В охотхозяйствах ряда регионов с локальным, очаговым распространением зверей, а также там, где характерны миграции зверей, заданный норматив не смог обеспечить получение оценок с необходимой точностью, что свело на нет колоссальные трудозатраты охотпользователей. «Нужно учитывать, что если звери размещены по исследуемой территории приблизительно равномерно, т.е. нет мест явных концентраций или наоборот больших «пустых» площадей, то для получения приемлемой (до 15%) статистической ошибки на площади как в 15 тыс. га, так и в 40 тыс. га вполне может оказаться достаточно 7-8 маршрутов, с общей протяженностью в 80-100 км., — пояснил Андрей Сицко — А вот с неравномерным, очаговым размещением зверей, если следы лося на площади в 15 тыс. га зафиксированы только на 8-10 маршрутах, то даже проведение 40 маршрутов, с протяженностью в 400 км не позволит обеспечить статистическую точность данных — несоответствие может составлять 40% и выше. Очевидно, что для снижения статистической ошибки необходимо в разы увеличить количество маршрутов на этой территории, что не всегда может быть оправданно с точки зрения финансовых и трудовых затрат». Кроме того, использование спутниковых навигаторов не оправдало себя в качестве меры полевого контроля, поскольку не обеспечило достоверности отметок числа пересечений следов. При значительном росте нагрузки на учетчиков применение навигаторов способствовало появлению «серого» рынка услуг по рисованию треков в камеральных условиях. Помимо этого, технические возможности навигаторов не позволяют широко применять их в ряде регионов в условиях низких температур, а требование «распечатки схемы учетного маршрута из спутникового навигатора» можно исполнить лишь при наличии специального программного обеспечения и навыков работы с ним. Руководитель Департамента охотничьего хозяйства Республики Саха (Якутия) Николай Сметанин также заявил о необходимости срочного внесения изменений в методику проведения ЗМУ на территории северных регионов РФ, согласно территориальным, природно-климатическим и социально-экономическим особенностям субъектов. «Все формулы расчета длины маршрутов, должны составляться с учетом реальных возможностей населения на местах, рода их деятельности и источника получения доходов», — пояснил он. В связи с указанными проблемами и рядом других сложностей Минприроды России в 2015 г. были разработаны новые Методические указания по проведению зимнего маршрутного учета (ЗМУ). В июне 2015 г. проект Методических указаний был направлен в органы исполнительной власти субъектов РФ регионов проведения ЗМУ, получены и учтены предложения 57 регионов. При подготовке проекта рассмотрены и частично учтены замечания, поступившие в рамках общественного обсуждения проекта приказа Минприроды России. В представленном проекте учтены многочисленные замечания, полученные от широкого круга специалистов на основе практического опыта применения используемых в настоящее время методик ЗМУ. Участники Совета одобрили проект Методических указаний по проведению ЗМУ, представленный Минприроды России, для его скорейшего утверждения и направления на государственную регистрацию в Минюст России.Совет по выработке и реализации госполитики и нормативно-правовому регулированию в сфере изучения, использования, воспроизводства и охраны объектов животного мира и среды их обитания, а также в области охоты прошел 15 октября 2015 г. в Минприроды России. В заседании приняли участие представители Минприроды России, Рослесхоза, Росприроднадзора, ФГБУ «Центрохотконтроль», Росохотрыболовсоюза и других организаций. Кроме того, свою позицию по заданной тематике высказали представители профильных ведомств более чем из 15 регионов РФ, а также заинтересованные охотпользователи. В рамках мероприятия был рассмотрен широкий круг вопросов: проблемы проведения зимнего маршрутного учета, сдачи охотминимума, использования охотничьего билета. Кроме того, участники обсудили порядок распределения разрешений на добычу охотничьих ресурсов, актуальные проблемы осуществления традиционной охоты и план работы Совета на 2016 г. Напомним, в связи с изменением законодательства РФ в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов и передачей основных полномочий в этой сфере органам государственной власти субъектов РФ возникла необходимость актуализации методики зимнего маршрутного учета (ЗМУ). Приказом Минприроды России от 11 января 2012 г. была утверждена новая методика зимнего маршрутного учета. В частности, была предпринята попытка использовать ЗМУ для определения численности на малых площадях в каждом отдельном охотничьем угодье. Для усиления контроля над достоверностью учетных работ было предписано обязательное применение спутниковых навигаторов на территории всей страны. Указанные нововведения с момента издания приказа вызвали многочисленные вопросы по порядку их применения у непосредственных исполнителей — специалистов-охотоведов, охотпользователей, что нашло отражение в многочисленных письмах в адрес Минприроды России и публикациях в СМИ. Заместитель директора ФГБУ «Центрохотконтроль Андрей Сицко отметил, что учетные работы, которые проводились в последние 3 года, выявили целый ряд проблем. Среди них – сложность проведения учетов с нормативом в 35 маршрутов на 350 км в небольших по площади хозяйствах, даже с предоставленной возможностью многократного прохождения по одному и тому же маршруту. В охотхозяйствах ряда регионов с локальным, очаговым распространением зверей, а также там, где характерны миграции зверей, заданный норматив не смог обеспечить получение оценок с необходимой точностью, что свело на нет колоссальные трудозатраты охотпользователей. «Нужно учитывать, что если звери размещены по исследуемой территории приблизительно равномерно, т.е. нет мест явных концентраций или наоборот больших «пустых» площадей, то для получения приемлемой (до 15%) статистической ошибки на площади как в 15 тыс. га, так и в 40 тыс. га вполне может оказаться достаточно 7-8 маршрутов, с общей протяженностью в 80-100 км., — пояснил Андрей Сицко — А вот с неравномерным, очаговым размещением зверей, если следы лося на площади в 15 тыс. га зафиксированы только на 8-10 маршрутах, то даже проведение 40 маршрутов, с протяженностью в 400 км не позволит обесп
19b5
ечить статистическую точность данных — несоответствие может составлять 40% и выше. Очевидно, что для снижения статистической ошибки необходимо в разы увеличить количество маршрутов на этой территории, что не всегда может быть оправданно с точки зрения финансовых и трудовых затрат». Кроме того, использование спутниковых навигаторов не оправдало себя в качестве меры полевого контроля, поскольку не обеспечило достоверности отметок числа пересечений следов. При значительном росте нагрузки на учетчиков применение навигаторов способствовало появлению «серого» рынка услуг по рисованию треков в камеральных условиях. Помимо этого, технические возможности навигаторов не позволяют широко применять их в ряде регионов в условиях низких температур, а требование «распечатки схемы учетного маршрута из спутникового навигатора» можно исполнить лишь при наличии специального программного обеспечения и навыков работы с ним. Руководитель Департамента охотничьего хозяйства Республики Саха (Якутия) Николай Сметанин также заявил о необходимости срочного внесения изменений в методику проведения ЗМУ на территории северных регионов РФ, согласно территориальным, природно-климатическим и социально-экономическим особенностям субъектов. «Все формулы расчета длины маршрутов, должны составляться с учетом реальных возможностей населения на местах, рода их деятельности и источника получения доходов», — пояснил он. В связи с указанными проблемами и рядом других сложностей Минприроды России в 2015 г. были разработаны новые Методические указания по проведению зимнего маршрутного учета (ЗМУ). В июне 2015 г. проект Методических указаний был направлен в органы исполнительной власти субъектов РФ регионов проведения ЗМУ, получены и учтены предложения 57 регионов. При подготовке проекта рассмотрены и частично учтены замечания, поступившие в рамках общественного обсуждения проекта приказа Минприроды России. В представленном проекте учтены многочисленные замечания, полученные от широкого круга специалистов на основе практического опыта применения используемых в настоящее время методик ЗМУ. Участники Совета одобрили проект Методических указаний по проведению ЗМУ, представленный Минприроды России, для его скорейшего утверждения и направления на государственную регистрацию в Минюст России.